Покупая или продавая автомобиль, многие просто выписывают доверенность, экономя время и деньги. Покупка и продажа автомобиля по доверенности, действительно, требует гораздо меньше времени и финансовых затрат, нежели полное переоформление автомобиля в органах дорожной полиции. Но, оказывается, такая простая и популярная процедура не позволяет ни покупателю почувствовать себя полноправным хозяином авто, ни продавцу – забыть о нем навсегда. Так в чем же плюсы и минусы доверенности? Попробуем разобраться
Несомненными плюсами покупки/продажи автомобиля по доверенности являются время оформления сделки (визит к нотариусу займет не более получаса) и невысокая стоимость оформления. Доверенность на управление – 1 МРП, доверенность на продажу (генеральная) – 2 МРП, всего-то около 4 000 тенге. Правда, покупателю нужно будет заверить эти доверенности (в течение 10 суток) в органах дорожной полиции, но это тоже не отнимет много времени и денег. На этом все достоинства доверенности заканчиваются.
А вот минусов у нее гораздо больше, причем как для покупателя, так и для продавца.
Действие доверенности прекращается в случае:
- истечения ее срока; - отмены ее доверителем; - осуществления действий, предусмотренных доверенностью; - отказа от нее поверенного; - смерти (признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим) доверителя или поверенных, а также прекращения существования юридического лица, выдавшего или получившего доверенность; - по истечении срока действия доверенности по передоверию в отношения по представительству вновь вступает прежний и выбывает новый поверенный. Сюрпризы для покупателя:
- покупатель по доверенности не является полноправным собственником автомобиля, а имеет право лишь на управление и продажу автомобиля, собственником же продолжает оставаться лицо, указанное в свидетельстве о регистрации транспортного средства (техпаспорте). На автомобиль может быть наложен арест по долгам собственника, даже если эти долги возникли после передачи (продажи) автомобиля; - собственник автомобиля вправе в любое время отозвать доверенность, не объясняя никому причин. Этим могут воспользоваться мошенники; - автомобиль может быть заложен или арестован до продажи. Он может даже числиться в угоне, при оформлении доверенности это не проверяется, а выясняется только при регистрации доверенности в органах дорожной полиции; - в случае ДТП покупатель не имеет права на взыскание причиненного ущерба. Даже при наличии полиса ГПО деньги в страховой компании может получить либо владелец автомобиля, либо его доверенное лицо (придется искать владельца и оформлять доверенность уже на получение денег); - покупатель, являясь доверенным лицом, должен платить налог на транспорт, но по РНН владельца; - доверенность может быть выдана на срок не более трех лет. Если в доверенности срок действия не указан, она действительна в течение одного года со дня выдачи. Также стоит обратить внимание на дату выдачи доверенности. Если дата не указана, доверенность не имеет юридической силы. При истечении срока действия выдается новая доверенность; - срок действия доверенности, выданной по передоверию (при вторичной продаже автомобиля), не может превышать срока действия первоначальной доверенности, на основании которой она выдана; - третий "владелец" автомобиля по доверенности не имеет права на оформление доверенности с передоверием, он может только снять автомобиль с учета в органах дорожной полиции; - в случае утраты (потери) доверенности, восстановить ее может только настоящий собственник, т.е. лицо, указанное в свидетельстве о регистрации транспортного средства (техпаспорте); - в случае смерти лица, выдавшего доверенность, ее действие прекращается. Все права на автомобиль переходят к наследникам. Сюрпризы для продавца:
- продавец (доверитель) остается собственником автомобиля, в случае совершения правонарушения (преступления) с использованием машины (якобы проданной) или при оставлении новым владельцем места совершенного ДТП разыскивать и допрашивать будут собственника, указанного в техпаспорте и базе данных дорожной полиции; - автомобиль по-прежнему находится в налогооблагаемой базе продавца, который обязан уплачивать транспортный налог. Если этого не сделает лицо, действующее по доверенности, налоговики предъявят претензии именно к собственнику и никакие оправдания о том, что машина продана, не помогут; - в случае, если новый владелец не застраховал свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, к собственнику автомобиля могут быть предъявлены претензии со стороны пострадавших в ДТП. Что может доверитель (продавец)
Продавец автомобиля может указывать любой срок действия доверенности и разрешить либо отказать доверенному лицу в передоверии третьим лицам. В любое время отозвать доверенность, не объясняя никому причин. Например, в случае неуплаты налога на транспорт доверенным лицом. При отзыве доверенности потребовать у нотариуса, оформлявшего доверенность, копии документов для наложения ареста на автомобиль. Любая доверенность может быть выдана без личного присутствия поверенного, включая выдачу доверенностей, требующих нотариального удостоверения. Доверенность – односторонняя сделка. А если все-таки…
Если вы все же решили продать или купить автомобиль по доверенности, необходимо обратиться в любую нотариальную контору для оформления доверенности на право управления и продажи, предоставив нотариусу необходимые документы (удостоверение личности и техпаспорт). Для перестраховки покупателю желательно взять с продавца расписку в получении денег, подписанную двумя незаинтересованными свидетелями – только такой документ имеет юридическую силу. После совершения сделки покупателю нужно как можно быстрее переоформить автомобиль на себя. Продавцу во избежание возможных проблем с дорожной полицией и налоговой инспекцией желательно снять копии доверенностей и расписки. Оформление договора купли-продажи автомобиля, т.е. передача прав на собственность, подразумевает переоформление автомобиля в дорожной полиции, но сроки не определяет. Самым разумным для обеих сторон будет снятие и постановка автомобиля на учет в районном отделении дорожной полиции. Что может поверенный (покупатель)
Поверенный – владелец по доверенности, при правильном и полном ее составлении может сделать в отношении автомобиля практически все: снимать и ставить на учет, изменять регистрационные данные, продать автомобиль, управлять автомобилем и доверять управление автомобилем при личном присутствии, осуществлять представительство в суде, страховать, проходить техосмотр, ремонтировать машину или утилизировать ее, платить налог на транспорт. Если в доверенности указано право передоверия, поверенный может выписать доверенность любому лицу на управление и снятие машины с учета с правом передоверия.
Третий владелец (по доверенности) уже не может выписывать доверенность с правом передоверия, он может только снять автомобиль с учета. Обычно нигде не указывается сумма, за которую приобретается автомобиль, как и то, что автомобиль вообще приобретается, поэтому во избежание спора необходимо брать с продавца хотя бы расписку о сумме полученных за машину денег.
Охлаждающую жидкость меняют либо после покупки автомобиля (ведь неизвестно, что предыдущий хозяин лил в радиатор), либо перед зимой. Впрочем, встречаются и горе-водители, считающие, что охлаждающая жидкость залита… на весь срок службы двигателя! В других, менее "запущенных" случаях, возможны утверждения, что антифриз следует заливать только в холодное время года, а летом достаточно воды. А что же на самом деле?
Для большинства водителей вопрос "переобуваться" или нет давно решен: зимой – только на зимних шинах! Но встречаются и те, кто еще колеблется: зима у нас вроде не очень суровая, да и дороги в городе чистят. А еще нежеланию "переобуваться" немало способствуют различные мифы о зимних шинах. Развенчаем некоторые из них.МИФ
Многие подготовительные работы дублируют сезонное ТО, поэтому можно совместить их выполнение.
Кузов
Незащищенный кузов очень сильно пострадает за зиму от "соляных ванн". Антикоррозионная обработка поможет сохранить кузов (самую дорогую часть автомобиля!) от преждевременного появления очагов коррозии. Особенно арки колес и внутренние полости крыльев – зимой они будут постоянно контактировать с дорожной солью.
Полезно обработать резиновые уплотнители дверей, капота и багажника силиконовой смазкой – они станут эластичными и не примерзнут к металлу (силикон вытесняет воду).
Обязательно проверьте работу системы вентиляции и отопления салона. Если в автомобиле есть салонный фильтр, к зиме обязательно потребуется его очистка или замена: забитый пухом, пылью, насекомыми такой фильтр – источник неприятных запахов и причина интенсивного запотевания стекол. Резиновые полики с высокими бортиками на полу салона защитят металл кузова от солевого раствора, стекающего с обуви. Двигатель Охлаждающая жидкость.
Ареометром нужно измерить ее плотность. Она должна составлять 1.065-1.085 г/куб. см для жидкости, рассчитанной на применение до – 400С.
Если охлаждающая жидкость помутнела, изменила первоначальный цвет или же разбавлялась водой за время летней эксплуатации – ее лучше поменять. Кстати, любая охлаждающая жидкость должна меняться каждые 40 тысяч км (но не реже чем раз в два года).
Также нелишним будет оценить работоспособность отопителя и обогрева стекол и зеркал до наступления холодов. Плохая работа печки также может объясняться неисправностью термостата. Термостат системы охлаждения.
Для проверки нужно пустить холодный мотор и убедиться, что дно термостата (и шланг от него до радиатора) нагревается позже его средней части, когда стрелка указателя температуры будет примерно в середине шкалы. Одновременно стоит проверить автоматическое включение электровентилятора радиатора. Если он неисправен или отключен, даже зимой в городских пробках или при движении по снежной целине мотор может перегреться. Нелишним будет залить незамерзающую жидкость в бачок омывателя стекол. Моторное масло и фильтр.
Причиной затрудненного пуска может оказаться масло с несоответствующей температуре вязкостью. Летнее моторное масло следует заменить зимним или всесезонным с индексом вязкости по SAE – 5W либо 10W. Это обеспечит уверенную прокрутку мотора стартером при низких температурах, что при прочих равных условиях значительно увеличивает шансы на успешный запуск. Зимой неплохо бы иметь в багажнике:
- щетку-сметку для снега с длинной ручкой. Ездить с сугробом на крыше опасно. Подтаяв, он может сползти вперед и лишить водителя видимости даже при легком торможении; - скребок для удаления льда со стекол. Без ручной очистки печка будет долго отогревать лобовое стекло; - провода для "прикуривания" (если емкости аккумулятора для пуска не хватит и потребуется "прикурить").
Специалисты рекомендуют при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации выполнить следующие работы: - диагностику электрооборудования и при необходимости – замену аккумулятора; - проверку (либо замену) жидкостей – масла в двигателе, уровня и плотности антифриза, проверку качества тормозной жидкости, замену жидкости в бачке омывателя стекол на незамерзающую; - смену резины на зимнюю и осмотр ходовой части на предмет повреждений с контролем и регулировкой углов установки колес (сход-развал); - проверку состояния кузова и при необходимости – антикоррозийную обработку Аккумулятор
Зимой нагрузка на аккумулятор и электрооборудование значительно возрастает. И если летом старый аккумулятор со своей задачей справлялся, то при первых морозах он может подвести.
Необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе. При низком уровне электролита долить дистиллированную воду и зарядить для установки нормальной плотности электролита. Не рекомендуется добавлять в аккумулятор электролит или кислоту, т.к. это может привести к преждевременному разрушению пластин и их замыканию, что только усугубит положение.
Ареометром измерьте плотность электролита – норма 1.27-1.28 г/куб. см (при температуре + 250С). Причем разность ее значений в банках батареи должна быть не больше 0.01 г/куб. см.
Проверьте напряжение на выводах аккумулятора нагрузочной вилкой – оно должно быть 12.5-12.7 В без нагрузки и не ниже 10 В при токе разряда 100 А в течение 5-7 с (имитация работы "на стартер").
Если какие-либо параметры не соответствуют требуемым, нужно зарядить аккумулятор или купить новый аккумулятор, по емкости соответствующий объему двигателя.
Обязательно проверьте клеммы (их целостность, затяжку) и избавьтесь от оксида (белый или зеленый налет).
Утечки в электроцепях ведут к разрядке аккумулятора на стоянке именно в холодное время года, что влечет вполне предсказуемые последствия. Как правило, утечки становятся следствием кустарной установки на автомобиль дополнительного электрооборудования.
Проверить, есть ли утечки, можно следующим образом:отрицательную клемму (соединенную с массой автомобиля) отсоединяют от полюсного вывода аккумулятора и в разрыв цепи включают амперметр (с максимальной величиной измеряемого постоянного тока до 10 А). При этом все потребители тока, в том числе сигнализация, должны быть выключены.
При исправном электрооборудовании и отсутствии утечек показание амперметра будет равно 25-40 мА (питание компьютера, часов, сигнализации и т.д.). Если сигнализация, как и другие потребители тока, отключена, ток утечки должен быть в пределах 10-20 мА. Такие утечки не оказывают вредного влияния при бездействии автомобиля в течение примерно одного месяца, поскольку за это время батарея потеряет около 30% емкости.
При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА. Это значит, что время стоянки автомобиля зимой не должно превышать десяти дней, иначе батарея разрядится настолько, что не сможет запустить холодный двигатель. Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину утечки. Тормозная система автомобиля
Тормозную жидкость вообще редко кто меняет, между тем делать это надо каждые 60 тысяч км пробега (но не реже чем раз в два года). Непременно надо осмотреть и тормозные диски. Они могут быть не только запредельно износившимися, но и треснувшими от перегрева!
Если автомобиль имеет системы ABS и DSC (антиблокировочную систему торможения и систему курсовой устойчивости), рекомендуется сделать компьютерную диагностику этих систем.
Также следует очистить от грязи и инородных предметов зубчатые венчики, которые чаще всего располагаются на ступицах или приводах автомобиля. Грязь и песок, налипшие на венчик из-за статического напряжения, нередко снимают "стружку" с головки датчиков ABS. Система зажигания
Проверьте зазор между электродами свечей зажигания. Одновременно можно определить состояние систем мотора по цвету нагара на "юбках" изоляторов. У исправной свечи отрегулированного двигателя он светло-коричневого цвета. Если свечи проработали более 15-20 тыс. км, лучше на зиму заменить их новыми.
Перед зимой рекомендуется проверить и при необходимости заменить высоковольтные провода. Проверить их просто. В темное время суток при работающем двигателе достаточно открыть капот и посмотреть на провода, свечные колпачки, катушку и крышку распределителя зажигания. Если видно синее свечение или искрение, то провода необходимо заменить.
Важно не забыть о ревизии распределителя зажигания – крышка часто трескается, контакты окисляются, бегунок оплавляется и т.д. Топливная система
Как ни странно, но больше всего неприятностей зимой может доставить топливный фильтр, поскольку он помимо грязи отсекает и воду, которая, естественно, замерзает. Если фильтр служит уже более 15-20 тысяч км, перед зимой его лучше заменить. Шины и колеса
Замените летние шины зимними, проверив остаточную высоту рисунка протектора. Если шины шипованные, осмотрите их. Шипы должны быть расположены равномерно.
Особенно опасно, когда они вырваны в одном месте шины, – в повороте у автомобиля может неожиданно возникнуть занос задней или снос передней оси, а при интенсивном разгоне или торможении не исключено рысканье. Закрепите на заднем стекле автомобиля соответствующий знак "Шипы", предусмотренный правилами дорожного движения. Щетки стеклоочистителей
Это далеко не пустяк, ведь они должны обеспечивать отличный обзор, и работать им зимой придется с двойной нагрузкой. Обязательно замените "дворники".
По материалам российской прессы подготовил Павел Друзин